Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Каждый автовладелец обязан ежегодно страховать свою ответственность при управлении транспортным средством (ТС). Если по его вине случится ДТП, страховая компания возместит ущерб пострадавшим.
В 90-е и начале 2000-х, до ввода осаго в рф, на дорогах были разные случаи:
● небогатые виновники ДТП порой расплачивались всем имуществом;
● иногда, наоборот, пострадавшие годами не могли добиться компенсации от виновников;
● мошенники устраивали аварии-«подставы» и требовали завышенной компенсации.
ОСАГО не всегда полностью покрывает стоимость ремонта. Тем не менее, в целом обязательное страхование намного улучшило обстановку на дорогах.
2. Можно ли ездить без полиса ОСАГО?
В первые 10 дней после покупки автомобиля можно управлять им без полиса — например, съездить на техосмотр. В остальных случаях закон запрещает ездить без ОСАГО. Есть исключения — транспорт ВС РФ, тихоходная техника и т.д. — но вряд ли ваша машина к ним относится.
Водителю, у которого не окажется полиса, придется заплатить штраф — 800 рублей. На штрафстоянку не отправят, но при аварии такому водителю придется самостоятельно возмещать ущерб пострадавшим.
3. Сколько стоит ОСАГО и от чего зависит цена?
Цена ОСАГО — это базовая ставка, умноженная на несколько коэффициентов. Чем меньше каждый коэффициент, тем дешевле страховка. Формула расчета одинакова для всех страховых компаний.
Для каждого вида транспорта — мотоциклов, легковых автомобилей и т.д. — действует своя базовая ставка. Банк России устанавливает минимальную и максимальную сумму ставки — например, для легковушки физлица это 2746 – 4942 рубля. Затем каждая страховая компания по своему усмотрению, но в разрешенных пределах, выбирает конкретную сумму базовой ставки. Базовую ставку умножают на территориальный коэффициент, который зависит от аварийности региона. Максимальный — в Челябинске (2,1), минимальный — на Чукотке (0,6). В Москве — 2,0. Обычно коэффициент выше в больших городах и ниже в тех регионах, где машин немного (а значит, и ДТП бывают реже).