На выставке памятников по УСС, посвящено несколько места стрелковой карикатуре. В оценке спектакля отмечено в целом высокую художественную ценность стрелкового карикатуры, а художник В. Ласовский в своей рецензии (Новое время "Два спектакля") в очень интересный и тонкий способ перевел паралелю между скромной спектаклем сохранившихся стрелковых памятников и импозантной фашистивською, что мог видеть ее в Риме. Видит он между прочим в стрелковой карикатуре доказательство положительных черт украинского характера, видержалосты и достоинству даже в тяжелых обстоятельствах. (Смех сквозь слезы). Для Украинский геройство становится чем-то обыденным, обычным.
И действительно выставлены стрелковые карикатуры 2-х художников Р. Сорохтея и О.Курилас оживили целостность выставки, были приятным отдыхом, потому что смех и юмор дела все хорошо, дела положительно а люди веселые, жизнерадостные, умеющие шутить, это милые гости в товарищества. Поэтому так сатира как и карикатура может иметь большую общественную стоимость.
Трудно давать здесь дефиниции этих понятий, потому что они часто запутывают, а не разъясняют их. Конечно привыкли мы заказывать Шаржи по фотографии и теперь будем понимать под карикатурой веселый тематический рисунок. Карикатура по сути является художественным синтезом, схарактеризованным действительности способом простой, оригинальный ляпидарный, выдвигает характерные елементы. Карикатуристом или сатириком надо родиться - надо им быть.
Врожденным карикатуристом является Р.Сорохтей. На спектакле видели мы целый ряд бывших УСС в его карикатурной интерпретации. Узнали сразу давних знакомых. Сорохтей как карикатурист интересуется передивсим человеческой головой, выражением лица. Каждому, им сконструована голова, это проявление художественной контемляции продуманной и провирюванои передвиступнои труда. Работает он как селекционист, что отвергает меньше важные елементи, берет под внимание лишь то, что давалоб основополагающий выражение лицу - и где он в этом методе очень далеко, попадет без сожаления посвятить, отбросить какую-то важным физиольоґичну часть для выражения целости. Притом Сорохтей изящный как художник-ґрафик. Есть у него большое чувство линии, непрестанно очень выяснено, при том тонкая и нежная. Карикатуры, которые он выполняет тушей и пером набирают прецизности сталеритив, становятся монументальные из-за своей зясованисть и большое чувство формы. Кроме портретов карикатур, выставлен и тематические композиции поединок Цяпка-Скоропада с Полевым духовником УСС о.Пшепюрським. Художник использовал какой-то инцидент товарищеского недоразумение чтобы две между УСС популярные личности разобрать донага и пустить с штилетамы на себя.
Во второй карикатуре, что имеет мотив с площади упражнений представлены молодого профессора, к этому еще и фильольоґа в обстановке военной действительности. Сколько здесь профессорства прикрытого военным униформой! Как хорошо почувствовать стрелки-воины, что Грэмли военным шагом.
Поле карикатуры необычно широкое как и вообще искусства. Есть в нем место для всех темпераментов. Репрезентантами ее в европейском искусстве есть динамический доме, синтетический Ґульбрансон или легкий импресийний француз Сэм.
Импрессионная легкость и рисунков удобство видим в шаржах и карикатурах А. Куриласа. Курилас маляр с темпераментом, чего доказательством целый ряд рисунков, портретов и банальных мотивов, которые выполнил во времени своего быта при УСС. В трудах тех много непосредственности, живости, а в портретах маркантнои сходства. О.Курилас является художником очень наблюдательным и его как иллюстратора характеризует необычная прямо художественная память. Эти своеобразные приметы как рисоводства предиспонують его в большой степени к карикатур. Ею он специяльно не занимается, при УСС выполнил их целый ряд, за время своего быта в корзине. Там выдаваемые тогда сатирические литоґрафовани журналы "Самопал", "Самохотник", которых надо было иллюстрировать. Так восстал целый ряд карикатур. Вот работник прессовой кватиры - Угрин-Безгрешный - редактор и свитливець корзины красной калиной в устах берет проволочные препятствия.
На другой зафиксирована Боева Управа в своем прежнем составе. Вл. Бачинский размышляет спертый на головы украинских эсдеков В. Темницького и М.Ганкевича. На престоле в согласии отдыхают мужска личности К. Левицкий и Н.Василько. На первом пляни проф. Боберский и Др. К. Трилевский по петушиными себя осматривают. Вот сейчас бросятся на себя. Они себя недолюбливали и оба вносили вновь богато жизни в среду, в которой работали.
Рисунок это некогда популярный на нашей земле. Др. Цегельский простирая руки, пребудет тоже ценной достопримечательностью суток. Он смотрит как двух политиков, разные направления растаскивают галицкого льва, что и уже с перемучення ослаб. Когда смотрим на те веселые рисунки артиста - то чувствуем, что влиял на него достоинству надежный время и добра обстановка среди своих в корзине УСС. Карикатуры, которые он дал из быта стрельцов, остаются на все не только ценными документа его художественной труда, но и тематически характеристическими документами суток.